Русская шахматная школа

От шахмат до киберспорта

От шахмат до киберспорта
В Общественной палате РФ обсудили перспективы развития интеллектуальных видов спорта

Отечественное образование предполагает наличие дополнительных видов занятий, что помогает развитию в полной мере. На сегодняшний день интеллектуальный спорт считается именно дополнительным образованием, и эта сфера требует модернизации и более свежего взгляда на актуальные проблемы и вопросы. Данной теме был посвящен круглый стол, прошедший в Общественной палате РФ, — «Интеллектуальные виды спорта в системе образования: структура, взаимодействие, сопровождение».

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию науки и образования Александр Русаков указал на важность темы: «Как ректор одного из университетов, я хотел бы, чтобы эта система развивалась. Как руководитель комиссии, я бы хотел, чтобы это охватывало всю систему образования, а любые межведомственные барьеры были успешно преодолены, и мы смогли бы выработать свои рекомендации и создать систему следующих шагов, которых хотелось бы от органов исполнительной власти и законодателей.

Интеллектуальные виды спорта — это то, что надо, по-видимому, восстанавливать, в том числе и интерес к нему, а также создавать дополнительные возможности. Сделать так, чтобы виды спорта, которые мы все с удовольствием и гордо называем интеллектуальными, были доступны всем, кто бы этого хотел».

По словам экспертов, в последние годы усилиями общественных организаций (спортивных федераций) реализованы и реализуются проекты, направленные на внедрение интеллектуальных видов спорта в систему общего образования. В том числе для детей с ОВЗ, а также в рамках деятельности спортивных клубов реализуются программы поддержки одаренных детей.

Директор департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области Сорокин Александр отметил, что необходимо налаживать межведомственное взаимодействие, так как в некоторых регионах развитие будет идти через систему образования как инициатора. Но в других регионах развитие интеллектуального спорта может происходить через оказание спортивных услуг, которая более либеральна и не подвержена формализации.

Председатель межрегиональной общественной организации «Профессиональный союз работников интеллектуальных видов спорта» Антон Кузин рассказал о развитии шахматного спорта на сегодняшний день: «Идея-проект „Русская шахматная школа“ — открытие шахматных клубов по России, проведение шахматных турниров. Порядка тысячи детей принимают участие в наших турнирах, в структуре работают более 50 тренеров, но все равно мы сталкиваемся с нехваткой кадров. Сами обучаем преподавателей, организуем тренинги при институтах. Также многие школы, особенно государственные, несмотря на статью 15 сетевого взаимодействия в законе об образовании, неохотно идут на сотрудничество. Пока что открытие шахматных клубов возможно в частных образовательных учреждениях».

Коснулись и обучения интеллектуальным видам спорта с помощью современных технологий, а именно с помощью интернета. Эксперты отметили, что не всегда есть возможность привлечь гроссмейстеров непосредственно на места, и современные технологии помогают преодолеть географические барьеры. Интернет-технологии также помогают обучить огромное количество учителей, необходимо сделать это централизованным форматом, создать портал, который обеспечил бы широкий доступ к шахматам.

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Дмитрий Чугунов призвал не забывать и про киберспорт: «Я отдаю себе отчет в важности интеллектуальных видов спорта, мы поднимали эту тему несколько лет назад в вопросе киберспорта. Если мы говорим про экономику, то сейчас киберспорт аккумулирует огромные деньги. Миллионы человек играют в игры профессионально. Нельзя делать упор только на шахматы — это в какой-то степени архаика. Через пятнадцать лет мы столкнемся с тем, что основная масса интеллектуальных игр будут связаны не с тем, с чем мы сейчас ассоциируем. Создание компетентных менеджеров и менеджмента в подготовке спортсменов и представлении РФ в этой области не менее важно, а в перспективе и более важно».

Действительно, признание компьютерного спорта (Приказ № 470 Министерства спорта РФ от 29 апреля 2016 года) официальным видом спорта в нашей стране позволяет расширить диапазон педагогических технологий, в системе как дополнительного, так и общего образования. Эксперты отметили, что нельзя разделять такие виды спорта, как шахматы и киберспорт, так как они во многом схожи. Многие ведущие российские киберспортсмены в прошлом были шахматистами. Необходимо налаживать именно взаимодействие всех интеллектуальных видов спорта.

В настоящее время реализуются несколько образовательных программ на основе компьютерного спорта, но их методическое сопровождение часто носит стихийный характер. Что же касается процесса подготовки кадров, то лидером является старейший спортивный вуз страны. В 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (РГУФКСМиТ) впервые был сделан набор на 1 курс по специализации «Теория и методика компьютерного спорта».

Эксперты предложили разработать Концепцию развития интеллектуальных видов спорта в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, изучить, как можно финансировать данную сферу образования, а также разработать методические рекомендации. Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования продолжит мониторинг ситуации с внедрением интеллектуальных видов спорта в образовательные учреждения различного уровня.

Подробнее: https://www.oprf.ru/press/news/2017/newsitem/39246
Посмотреть полный список новостей и объявлений