Русская шахматная школа

Как научить ребёнка учиться с интересом?

Психология Шахматы для начинающих Задачи Наш блог Мировые шахматы Интервью Детские шахматы История шахмат
Как научить ребёнка учиться с интересом?
Интервью
Как научить ребёнка учиться с интересом?
17.12.2018
Как связано настроение родителей и успеваемость детей в школе и кем приходится Анастасии Дмитриевне известный российский педагог Николай Александрович Зайцев?Узнаем в интервью с потомственным педагогом в третьем поколении, преподавателем ментальной арифметики и подготовки к школе: Анастасией Дмитриевной Зайцевой!

— Анастасия Дмитриевна, многие девочки хотят стать врачом, моделью или певицей - а вы мечтали стать учителем?
— Нет, я мечтала стать невропатологом (смеётся)

— Вот это поворот! Как же вы стали преподавателем ментальной арифметике?
— С детства меня интересовал мозг человека: как он устроен, по каким принципам работает. Нейроны, синапсы. Даже рисовала план своего будущего кабинета! А вообще мечтала стать и невропатологом, и актрисой, и журналистом…

— Оригинальное сочетание сфер: невропатология и журналистика.
— С 5 по 11 класс я занималась журналистикой, но в итоге училась на инязе. Скорее всего, детское любопытство в итоге и привело к преподаванию (улыбается). Хотя педагогика — это у нас семейное, бабушка - воспитатель, тётя - преподаватель английского языка, и я в третьем поколении - тоже педагог. Сначала практика в начальной школе, потом для дошкольного образования я обучалась методике преподавания по Зайцеву.

— А вы - родственница Николая Александровича?
— Нет-нет, что вы. Хотя во время обучения преподаватели тоже интересовались, но на самом деле мы просто однофамильцы (улыбается).

 Родителей будущих первоклассников одолевает целый шквал вопросов: к чему должен быть готов ребёнок, когда надо начинать готовиться к школе. что вы посоветуете?
— Лучше всего приходить на занятия за год.

— Минимум?
— Всё зависит от ребёнка. Кто-то в 8 лет ещё не готов, а кто-то в 5 уже может смело отправляться за парту. Срок подготовки ребёнка к школе определяется индивидуально - после пробного занятия. Прийти на пробное занятие лучше за год, чтобы не пропустить момент.

— А можно начинать готовиться в мае? Если в сентябре уже на линейку?
— Можно начинать готовиться даже за 1 месяц, но нужно понимать - результат будет соответствующий. Если ребёнок параллельно ходит в детский сад, то он быстрее будет готов. Если ребёнок впервые посещает занятия - на подготовку потребуется гораздо больше времени. Ведь подготовка к школе включает в себя не только теоретические знания и практические навыки. Важным компонентом является социализация, общение со сверстниками. Ребёнок учится разговаривать - с друзьями, с преподавателем. Ребёнок учится просить, предупреждать, дружить.
Это не менее важно, чем знание цифр и букв. Привыкает к дисциплине. Методика Зайцева в этом плане отличается от остальных, ведь мы не всё время занятия сидим за партой. Упражнения с кубиками Зайцева больше похожи на игру. Мы узнаём новое в движении, поём. К тому же игра - основной вид деятельности для дошкольника, поэтому все знания лучше подавать в игровой форме, понемногу внедряя спокойное сидение за партой.

— Со слов уже опытных родителей, в современных школах не учат, а проверяют, как ребёнка научили чему-то дома. Дополнительное образование разгружает родителей в этом плане?
— Да - меньше времени тратится на выполнение домашних заданий, больше времени остаётся на общение, развлечения. Родителям важно лишь выбрать - какая методика из всего многообразия больше подходит ребёнку, и согласны ли они с данной методикой.

— Что это значит?
— Гиперактивным детям очень трудно сидеть на месте; методика Зайцева в этом плане идеальна. Родители, привыкшие к тому, что урок - это парта и доска, с трудом перестраиваются сами. Менее активных детей методика Зайцева развивает, снимает скованность - то есть плюсы есть для каждого психотипа. Важно лишь, чтобы родители не боялись нестандартных решений и доверяли квалифицированному педагогу, который применяет данную методику для развития.

 Порой родители приходят и говорят: “Нам нужен не весь курс подготовки, а что-то одно: научиться или читать, или писать”. Вы ориентируетесь на индивидуальные цели?
— У программы курса - командообразующая структура. Но при этом обучение построено таким образом, что педагог параллельно общей цели урока прорабатывает индивидуальные цели каждого ребёнка. Если я вижу, что у кого-то есть проблема с произношение звука р, л или шипящих — обязательно даю задания в рамках программы, но именно логопедического характера, то есть кубик с нужной буквой. Так ребенок не отрывается от общей программы, проходит курс с остальными ребятами и достигает индивидуальную цель. Разумеется, если проблема глубже и серьёзнее и необходимо вмешательство логопеда - сообщаю об этом родителям. Просто некоторые дети, как правило, умеют произносить все звуки, но в потоке речи не проговаривают, не концентрируются на этом. А упражнения помогают исправить маленький дефект практически без особых усилий и закрепить на будущее.
Или другая ситуация: кто-то умеет читать, а остальные дети в группе - нет. Урок в этом случае выстраивается таким образом, чтобы полезно и интересно было всем: кто умеет читать слова, начинает учиться читать предложения, а остальные - только слова. Детки видят достижения других, и начинают стремиться к большему, подтягиваются друг за другом. 



— Такие шаги в сторону не мешают соблюдению программы обучения?
— Наша программа более гибкая, чем школьная. Ведь главное: прийти к цели к нужному сроку. Все детки разные: с одними мы чуть дольше проходим материал, с другой - чуть быстрее. Всегда есть план урока: на неделю, на месяц, на год. Но он может быть скорректирован в любую минуту, потому что возникает необходимость дополнительного внимания на материал, или дети задают вопрос - так или иначе нужно встроить в урок ответ. По методике Зайцева важно отвечать на вопросы, нельзя сказать: “Мы сейчас говорим о другом”, ведь детскую любознательность нужно поощрять. Грамотный педагог не будет подавлять желание ребёнка что-то узнать, напротив - грамотный педагог должен привить желание учиться.

— Другими словами, родителю тоже нужно заметить любознательность ребёнка, и даже использовать утомительный возраст “почемучки” для того, чтобы привить любовь к знаниям?
— Совершенно верно! Да, это утомительно - отвечать на вопросы, особенно очевидные. Но малыш познаёт мир, для него всё это происходит впервые, и нужно отнестись к этому ответственно. Ведь от этого зависит его будущее желание учиться в школе, вузе и повышать квалификацию в его будущей профессии.

— Кроме подготовки к школе, вы ещё обучаете детей ментальной арифметике. Тоже знак судьбы?
— С ментальной арифметикой всё логично: интересовалась мозгом и его возможностями. Как человеку максимально эффективно использовать свои умения - и как их приобретать, нарабатывать. А ментальная арифметика как раз тренирует аудиальную и визуальную память, внимание, мышление, скорость реакции, развивает мелкую моторику, а значит косвенно и речь. Мне захотелось проверить: действительно ли данное направление настолько эффективно на практике, как кажется на первый взгляд.

— То есть ментальная арифметика и подготовка к школе по методике Зайцева - идеальны, потому что сочетают в себе не одностороннее развитие, а комплексное?
— У любой методики есть свои нюансы. Но то, что я вижу на практике, вдохновляет. Недавно на урок пришли две 6-летние девочки. Они только-только начали проходить тему “Двузначные”, но уже начали считать примеры с двузначными в уме, потому что видят абакус в своём воображении.

— Наверное, школьные учителя вам очень благодарны за отличные способности ваших учеников? Есть связь с успеваемостью детей в обычной школе?
— Это очень важный момент. Разумеется, мы используем на уроках интерактивную платформу, где сам ребенок, родители и преподаватель видит достижения - но мне важно, чтобы ребёнок применял новые способности на практике. Где, как не в школе? Поэтому я всегда спрашиваю родителей, как дела в школе, всё ли получается, какие оценки. Связь, разумеется, есть: научившись быстро - и правильно считать в уме, на уроках ребёнок тратит меньше времени на счёт, и освободившееся время использует на решение других задач. Больше четвёрок и пятёрок в дневнике показывают, что ментальная арифметика помогает в школьной успеваемости. Родители довольны, а дети учатся с бОльшим удовольствием, когда всё получается!
Два моих ученика в этом году пошли в школу - а ментальной арифметикой начали заниматься в прошлом году. Родители рассказывают, что мальчики считают гораздо лучше своих сверстников. Ещё одна ученица - очень спокойная, неторопливая, по характеру настоящий флегматик. Но когда она пришла на ментальную арифметику… Сначала прогресс шёл так же спокойно, поступательно, а потом стало здорово получаться и она тааак разогналась, что мне на минуту показалось, что у девочки меняется характер (улыбается).

— Получается, ментальная арифметика отчасти решает и некоторые психологические барьеры у детей?
— Абсолютно верно: скованность, медлительность, неуверенность. Во-первых, программа обучение предполагает темп счёта, который постоянно ускоряется. А во-вторых, успехи на занятиях укрепляют уверенность в себе. Некоторые ребята, которые занимаются в одной группе, даже дружат вне занятий, ходят друг к другу в гости.

— Русская шахматная школа подружила ребят.
— Да!



— Так как вы не совсем обычный педагог, то и свободное время вы наверняка проводите не очень обычно, верно?
— Буквально недавно завершилась олимпиада по ментальной арифметике в РШШ, и у меня появилось больше свободного времени. Я заядлый киноман, очень нравится французский кинематограф, Ксавье Долан, Вуди Аллен, Аронофски. Фильмы есть для любого случая: расслабиться, вдохновиться, поразмышлять. Книга, фильм, и путешествия - вот универсальный рецепт хорошего отдыха!

— Какую страну посетили в отпуске?
— Недавно я была на Кубе! Причём это путешествие не было давней мечтой, решение пришло совершенно спонтанно. Хотелось застать ускользающую атмосферу страны, про которую я много слышала и читала, проверить соответствуют ли рассказы действительности.

— Вы преподаёте уже довольно давно, и замечаете прогресс у детей. А у себя? Как на вас повлияла постоянная практика в устном счёте?
— Если раньше в магазине я всё время подсчитывала, сколько денег нужно за все покупки, бродила возле полок с калькулятором, то сейчас считаю на ходу. Не нуждаюсь в калькуляторе (смеётся).