Разменная комбинация на поле связывания. Партия Шультен - Морфи
Шахматы для начинающих

№ 13. Королевский гамбит

Шультен — Морфи

Нью-Йорк 1857


Так начинается «королевский гамбит», идея которого состоит в том, что после 2... ef, пешка чёрных уже не будет контролировать поле d4, тогда после 3. nf3Ad4 белые захватывают центр и открывают нападение на пешку f4 слоном с1.

 

Таким образом, гамбит - стратегия игры в дебюте, при которой одна сторона намеренно жертвует одну или две пешки ради скорейшего развития и/или захвата центра.


«Контргамбит Фалькбеера» -ответная жертва пешки. Видно, что уже на втором ходу идёт напряжённая борьба за центр.


Если 3. fe, то 3...Фh4+ и 4...Ф:е4+ с разгромом.



Связывая коня, нападающего на пешку е4. Продолжение 5..ed 6.C:d3 являлось для чёрных уступкой, т.к. тогда они тратили время на взятие, а белые с темпом развивали слона на хорошую позицию.


Развязывая коня.



Жертва пешки, открывающая линию «е» для чёрной ладьи. Теперь, пока слон соперника вынужден временно оставить коня с3 снова связанным, а затем вернуться назад, Морфи успевает сделать рокировку и начать атаку на короля.


Устраняя коня, который мог бы помочь белым в защите линии «е» и слона е2.



Начало атаки на нерокировавшегося короля белых.


Белые стараются сохранить пешку, однако, гораздо важнее скорее увести короля из-под рентгена: 11. Кр f2.



Очень сильное и красивое решение!


Решающая ошибка. Лучше 12. h3, определяя дальнейшее положение слона. Ход в партии лишь помогает чёрному коню войти в бой и увеличить нападение на слона е2.



Грозит 13...Кd4, в этом и заключался смысл 11-го хода чёрных.



Наконец, король ушёл, и белые угрожают ходом 14. С:g4, но.



Разменная комбинация на поле связывания с идеей заменить полусвязанного слона e2 на полностью связанного коня (1-й мотив комбинации).


А вот теперь нападений уже достаточно, грозит 15...С:e2+ с вилкой.


Спасая хотя бы ферзя.



Если 16. Кр e1, то Ф е7 или 16 Кр g1 К:с2! с угрозой Ф d4+.



Жертва коня форсирует мат в 7 ходов:



Как и в партии Греко, король был заматован на чужой половине доски, где нападающих фигур куда больше чем защитников, оставшихся в тылу.