Выигрыш фигуры с помощью запирания ("ловля фигуры")
Шахматы для начинающих

«Сначала нужно научиться комбинировать, прежде чем пробовать играть позиционно»

 

Р. Рети

 

Во время игры или решения тактического задания, в первую очередь нужно рассматривать именно принципиальные ходы. К принципиальным ходам, прежде всего, относятся шахи, угрозы мата в 1 ход, съедения, нападения.

 

Выигрыш фигуры с помощью запирания («ловля фигуры»).

 

Достигнуть материальных выгод во время партии часто удаётся благодаря нападению на запертую фигуру соперника. Такой выигрыш фигуры шахматисты называют просто: «ловлей фигуры» или «мат фигуре». Главной особенностью «поимки» фигуры является её малая подвижность или полная обездвиженность.

 

Примеры самых распространенных случаев представлены на следующих схематичных позициях:



(приходится отдавать коня ради спасения ладьи)

(полностью выключая ладью из игры)


Для обнаружения во время партии этого приёма, выделим следующие сигналы:

1.                  Фигура забирается на территорию соперника при большом количестве фигур.

2.                  Фигура становится уязвимой по открывшейся диагонали.


Вместо развития фигур, чёрные решают «напрячь» соперника нападением на пешку b2.


Делая вид, что ничего не замечают, белые серьезно подготовились к взятию.


И неожиданно оказывается, что ферзю некуда уходить. Важную роль сыграла пешка а3, препятствующая отступлению ферзя на поля а3 и b4.


№ 8.

Нимцович — Леонгард

Сан-Себастьян 1911


В этом закрытом положении чёрным остаётся лишь маневрировать и «ждать у моря погоды», но они, вероятно, решили сыграть активнее.


«Прямо в капкан!» (П. Романовский).


Ферзь пойман, грозит 30. c3 ∆ сd.


Раз уж выбраться нельзя, то нужно постараться отдать ферзя подороже.


После 31. Л :d3? Л:d3 чёрные получили бы более чем достойную компенсацию за ферзя.


Добившись материального преимущества, в дальнейшем белые реализовали свой перевес.