Психологическая готовность к турнирам
Это психология

Шахматные турниры и соревнования – неотъемлемая и крайне важная часть любого спорта. Турниры воспитывают в ребенке соревновательный дух, учат дисциплине, самопрезентации.

Известно, что для любых соревнований необходимы тренировки и упорные занятия. Однако также, для успешного выступления, крайне важной , а порой и решающей, является правильная психологическая подготовка ребенка к соревнованиям.

Для того, чтобы ребенок был эмоционально устойчивым, отстаивал свои интересы и позиции и чувствовал себя хорошо необходимо обратить внимание на некоторые моменты при его подготовке.

1) Правильный режим дня  

В первую очередь, ребенок должен чувствовать себя хорошо физически. Невыспанность, голод, больная голова – все это может послужить основой для плохого самочувствия и, как следствие, неуверенности в себе, привести к эмоциональным срывам. Если есть что-то, что сильно беспокоит ребенка – он не сможет включиться в игру за шахматной доской, какой бы сильной не была его мотивация к победе. Таким образом, необходимо чтобы ребенок был здоровым, выспавшимся и сытым. При этом, непосредственно перед партией есть не рекомендуется, так как в таком случае организм в первую очередь занимается, перевариванием пищи, и сил на интеллектуальную деятельность ему не хватает.

2) Создание внутреннего покоя

Сильные впечатления, эмоциональные переживания – аттракционы, аквапарки, шумные праздники и другие мероприятия, оказывающее сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Эмоциональный заряд, который получает ребенок может быть настолько силен, что какая-либо другая информация (как, например, шахматная партия), может просто не уместиться в его мыслительном процессе. Ребенок не сможет включиться в партию, так как не «переварил» новые впечатления и переживания. От этого он становится рассеянней и ему трудно по-настоящему включиться в шахматную партию. Таким образом, перед турниром очень рекомендуется исключить подобного рода события и мероприятия, которые могут вызвать усиленный эмоциональный всплеск.

3) Ощущение ответственности

Уровень ответственности, который переживает ребенок на соревнованиях должен быть достаточным, но не слишком большим. Ребенок должен понимать, что соревнование – это ответственная, серьезная история, это замотивирует его не лениться и прикладывать максимальные усилия в игре.

Однако, если уровень ответственности будет завышен, то для многих детей это станет мощным стимулом для развития страхов и неуверенности в себе. Завышенный уровень стресса мешает эффективно принимать решения. Многие дети в такой ситуации начинают «зевать», делать бессмысленные ходы, торопятся или просто сидят и не могут решиться сделать ход, «роняя флаг».

Для ребенка необходимо создать условия посильной для него меры ответственности. Безусловно нужно объяснять ребенку о важности мероприятия и о приятности победы, повышения статуса (рейтинга и тд), однако не нужно делать победу самоцелью и возлагать на плечи ребенка всю ответственность за нее.

В каждой партии ставьте перед ребенком понятные для него задачи, ответственность за которые он точно сможет понести.

Кроме того, есть дети, определенные качества личности которых, способствуют тому, чтобы они сильно переживали, выполняя любую деятельность. Для таких детей соревнование может превратиться в сущий ад. В таком случает для ребенка важно снизить уровень ответственности и тревожности при учатсии в соревнованиях. Необходимо объяснить, что он будет играть в шахматы так же, как на тренировках и понизить уровень значимости совершения ошибки, разрешив ему их делать. Таким образом, важно сформировать оптимальный уровень ответственности для каждого ребенка!

4) Адекватная самооценка ребенка

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно на соревнованиях очень важно выработать у него адекватную самооценку. Как бы слабо ребенок не играл, ни в коем случае нельзя укорять ребенка, обзывать, унижая его. Чтобы подстегнуть ребенка и мотивировать его показывать более высокие результаты, ни в коем случае нельзя говорить, что у него ничего не получится, если он будет заниматься плохо или так же, как он занимается сейчас. Такой подход может даже в само стойком ребенке убить его желание учиться и занимать какие-либо места. Любой человек может совершать ошибки, важно объяснить ребенку, что допустить ошибку может каждый, важно уметь не повторять ее. В каждой партии найдите, что ребенок делает хорошо и с какими задача ми справляется, но и найдите объективные причины, которые привели к неудачным моментам. Не отождествляйте неудачи ребенка с ним самим! Неудачи – это неудачи. Они происходят с какой-либо периодичностью, но если ребенок будет слишком сильно соединять себя с ними он довольно быстро поверит, что сам неудачник, а это не лучшая основа для того, чтобы воспитать в нем настоящего чемпиона.