Шахматный король — самая важная фигура, без него играть нельзя. Его нельзя ставить (и оставить) под нападением. Если же он попадает в безвыходное положение, то партия считается оконченной.
Короля можно ассоциировать со стареньким, но мудрым и важным дедушкой, т. к. он ходит во все стороны, но лишь на одну клетку.
Итак, король ходит (а также бьёт фигуры соперника) по горизонталям, вертикалям и диагоналям во все стороны, но лишь на одно соседнее поле, если он не ставится под удар чужой фигуры и его передвижению не препятствуют собственные фигуры.
Не знаете, где стоит король на шахматной доске? Позиция короля зависит от цвета фигуры. Черная шахматная фигура короля стоит на е8, белая ― на е1. Согласно правилам, исходные позиции всегда одинаковые.
Шахматные фигуры ферзь и король стоят рядом друг с другом. Белый ― с правой стороны, черный ― с левой. Кроме того, чтобы понять, где стоит король на шахматной доске, можно посмотреть на цвет поля. Белый всегда стоит на черном, а черный шахматный король ― на белом.
Итак, мы узнали, где стоит король на шахматной доске. Теперь попробуем разобрать, какие ходы он может делать.
Шахматная фигура король ― самая важная в игре. Ходит он во все стороны, но исключительно на одно поле. Это не касается ситуаций с рокировкой. Если между королем и ладьей отсутствуют другие фигуры, королю не объявлен шах или фигуры еще не ходили ― король может перепрыгнуть через клетку к ладье, а ладья ― перепрыгнуть через него. Рокировка возможна один раз за партию. Она помогает защитить короля и ввести ладью в бой.
Шахматная фигура король бьет так же, как ходит, то есть на одно поле вокруг себя. Если рядом с королем будет стоять незащищенная фигура соперника ― ее можно взять. Если же фигура будет защищена ― бить ее нельзя, иначе король на шахматной доске окажется под боем.
Перечислим пару правил, касающихся того, как ходит шахматная фигура король:
Но король на шахматной доске может оказаться через клетку от короля соперника. Такое положение называют оппозицией. Это важный прием в пешечных эндшпилях. Благодаря такой комбинации король игрока может оттеснить короля противника и помочь пешке превратится в ферзя.
Чёрными точками отмечены поля, на которые может пойти чёрный король, а серыми точками — на которые может пойти белый.
Обратите внимание, что поля g1, g2, g3 контролируются чёрной ладьёй, и поэтому белый король туда пойти не имеет права.
Следует отметить, что короли не имеют права приближаться друг к другу, тогда один из них обязательно окажется под нападением другого. Принято говорить, что короли «никогда не встречаются».
Чёрными точками отмечены поля, на которые может пойти чёрный король, а серыми стрелочками — на которые может пойти белый.
В этом положении белым правильно сыграть: 1. Kp:g4
- король может съесть любую, даже самую сильную фигуру, не находящуюся под защитой.
В данной позиции король может пойти лишь на клетку с3 (1. Кp с3), поскольку ладья e4 защищена слоном и конем, конь с5 под защитой короля, а поле d3 находиться под нападением коня.