
Отвлечение (смещение) шахующей фигуры - тактический приём шахматной борьбы,при котором шахующая фигура отвлекается на менее выгодную позицию, но при этом продолжает объявлять шах.
А. Троицкий, 1896
окончание этюда
Белые в сложном положении: королю объявлен шах, а после его отступления, ладья пойдёт на g5 и неизбежно съест пешку.
Внезапно конь перекрывает нападение. Но ведь он же совсем не защищён...
Если
Если 1 …Лg5, то 2. К:е6+
Проясняется смысл жертвы: ладья сместилась на 4-ю горизонталь и уже не может встать сзади пешки, от 3. g8Ф спасения нет.
№ 32.
Л. Митрофанов, 1967
Вновь на короля совершено нападение, и если уйти 1. Крa6, то после 1...Фе2+ королю не скрыться.
Ошеломляющая жертва, на первый взгляд, ферзь отдаётся просто так.
Удивительно, что в столь открытом положении чёрные не могут объявить хорошего шаха. В этом смещении ферзя на одну вертикаль и заключена суть комбинации.
Грозило 3. b7#.
3. c7!
Как говорил классик:
«Полнейшее торжество духа над грубой силой»
(А. Котов).
Две пешки и король оказываются сильнее ферзя, коня и слона соперника.
Интересно заметить, что в случае отсутствия у чёрных коня е1, они добивались ничьей: 3...Фа5+! 4.Кр:а5 С:b6+!
5.Кр:b6 пат.
В данном же положении они бессильны: от угроз b7# и сбФ+ защиты нет.
№ 33.
Хеннинг — Юнге
Гамбург 1940
В этой позиции немецкий молодой мастер Клаус Юнге пошёл на следующий острый вариант:
Конечно не 25. Ф:d2? из-за 25...Сf1+.
«На этот шах белые возлагали все свои надежды, но следующий ход явился для них громом среди ясного неба» (Ю. Авербах).
Отвлечение шахующей фигуры.
Проигрывает и 27. Ф:с5+ Крd7! 28. bd4 Г c8. Однако упорнее было сразу 27. Сd4! с угрозой вечного шаха, но после точного 27... Л d8! 28. С:с5 Kp b8! 29. Cd6+ Л 3:d6 30. edЛ :d6 31. b6! Лd7 32. Фf4+
Крc8! (32.Крa8 33. Фс7!) 33. Фс4+ Крd8 34. Фс5 Крe8! 35. Фс8+ Л d8 чёрные побеждают (указано Г. Ридлем).
Белые сдались.