По мере того, как пешка продвигается вверх по доске, она обретает все большую силу.
Пешка может двигаться вперед с совершенно разными целями, но главная из них ― «превращение». Правило превращения пешки очень простое: если белая пешка дошла до 8-й горизонтали (чёрная пешка до 1-й горизонтали), то она обязана превратиться: в ферзя, ладью, слона или коня.
На превращение пешки не влияет то, что на доске находятся фигуры такой же ценности. То есть, в теории, в армии игрока может оказаться 9 ферзей, 10 слонов, 10 коней или такое же количество ладей. Хотя, по сути, это, конечно, нереально.
Лучше выполнить превращение пешки в ферзя, так как он является самой сильной фигурой и может двигаться во все стороны. Вообще в 97% случаев пешку трансформируют именно в него, чтобы добиться материального перевеса и успешно завершить партию.
Рассмотрим пример:
Лишь один шаг остался до цели пешке b7:
1. b8Ф
Чёрная же пешка может превратиться в ферзя, взяв ладью h1:
1. ghФ
Слабое превращение пешки означает, что игрок трансформирует фигуру не в ферзя, а в ладью, коня или слона. То есть любое превращение не в ферзя называют слабым.
Почему его проводят? Не во всех ситуациях превращать пешку в ферзя ― выгодно. В ряде случаев игрок, находящийся в выигрышной позиции, превращает пешку в слабую фигуру. Происходит это в следующих ситуациях:
Выполнив слабое превращение, шахматист успешно решает поставленные перед собой задачи.
Превращение пешки в шахматах по правилам ФИДЕ обозначают следующим образом:
Например, трансформацию в ферзя на поле а8 записывают так: а8Ф.
Особенно важно превращение пешки в эндшпиле. Кроме того, с его помощью можно создать серьезную угрозу уже в середине партии. Но важно смотреть не только на свои пешки, но и обращать внимание на фигуры оппонента.
На практике фигуру превращают следующим образом:
Фигура считается выбранной сразу, как только встала на поле превращения. Пешку меняют на нее в этот же ход. Возможности новой фигуры активируются немедленно.
Без сомнения, красивые ходы являются украшением шахматной игры. Но не всегда такой ход является самым сильным из возможных. Поэтому не стоит подходить к вопросу превращения слишком творчески. В 97 случаях из 100 лучший вариант ― это ферзь. Поэтому планируйте во время партии по умолчанию трансформацию в ферзя. Чтобы не тратить время попусту, сделайте из этого правило. Чем больше опыта в шахматах у вас будет, тем лучше вы научитесь определять ситуации, когда пешку лучше превратить в другую фигуру. А случаются они не так часто ― помните об этом.