Top.Mail.Ru

Как играть в шахматы для начинающих. Правила игры

Шахматы для начинающих

Шахматы появились около полутора тысяч лет назад. До сих пор игра остается одной из самых популярных и узнаваемых в мире.

В этой статье мы расскажем для начинающих игроков, как играть в шахматы, рассмотрим главные правила игры, узнаем о ценности фигур и других важных моментах.

Основные правила шахмат для начинающих

Рассмотрим основы шахмат для начинающих игроков вкратце.

Шахматная партия играется двумя соперниками, игроками или оппонентами. Один из соперников руководит белыми фигурами, а другой - чёрными. У каждого из них по восемь пешек и восемь фигур: 




Как ходят шахматы на доске (информация для начинающих)?

Первый ход делает игрок, у которого белые фигуры.

Ходы (переставления фигур на доске) осуществляются по очереди, по одному ходу. Игра происходит на шахматной доске. Доска имеет форму квадрата и состоит из 64 клеток попеременно светлого и более тёмного цвета, которые называются белыми и чёрными полями. Доска установлена правильно, если клетка в левом углу является чёрным полем. Исходное положение сил перед игрой называется начальной позицией и принимает следующий вид:



Для запоминания правильного расположения ферзя и короля используется правило: «Ферзь любит свой цвет». Т.е. белый ферзь ставится на белое поле, а чёрный - на чёрное. Пунктирную линию, изображенную на диаграмме, назовём средней линией или границей между белыми и чёрными фигурами. Шахматная доска разделяется на две стороны (два фланга). Та сторона, на которой в начале партии расположены короли, называется королевским флангом, а та сторона, на которой в начале партии расположены ферзи, называется ферзевым флангом. Квадрат, обозначенный сплошным шрифтом в середине доски, является центром. В шахматах центр имеет исключительное значение. На шахматной доске существует три вида линий: горизонтали, вертикали и диагонали:




Горизонтали обозначаются цифрами с 1-й по 8-ю. Например, в исходном положении, чёрные пешки расположены на 7-й горизонтали.

Вертикалью называется линия, идущая от одного соперника к другому. Она обозначается латинскими буквами: a («а»), b («бэ»), c («цэ»), d («дэ»), e («е»), f («эф»), g («же»), h («аш»).

Диагоналями являются белые и чёрные косые линии. Две диагонали, идущие от одного угла доски до другого, называются «большими диагоналями» или «главными».

Шахматы для начинающих: шахматные фигуры и как они ходят

Для начинающих обучение шахматам важно знать, какие фигуры стоят на доске и какие ходы они могут делать.

Шахматные фигуры являются главными участниками партии. Шахматисты передвигают их по очереди, могут бить ими другие фигуры ― для этого необходимо встать на уже занятое поле. По правилам игры в шахматы, которые для начинающих крайне важно знать, у каждой стороны есть по одному королю, которого следует защищать от соперника. В то же время необходимо постараться сделать мат оппоненту.

Итак, узнаем как играть в шахматы ― для начинающих эта инструкция будет крайне полезна.

В начале партии у каждого шахматиста по 8 пешек и по 8 специальных фигур: 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, ферзь и король. Каждая из них ходит по-своему:

  • Пешка. Считается самой слабой фигурой. По размерам ― меньше остальных. Ходит вперед на одно поле, но бить фигуру, которая стоит перед ней, не может. Она способна бить фигуры только наискосок ― по диагонали на одну клетку вперед.
  • Ладья. Похожа на башню с верхушкой в виде зубцов. Ходит прямо по горизонтальным и вертикальным линиям на любое количество клеток. Прыгать через вражеские фигуры ладья не может, но она может побить их, а затем встать на освободившееся место.
  • Слон. Верхушка фигуры напоминает купол. Ходит исключительно по диагональным линиям. В начале партии два слона на одной стороне встают на поля разного цвета. Но во время игры они двигаются по клеткам только своего цвета. Поэтому их называют белопольным и чернопольным.
  • Конь. Делает ходы буквой Г ― на две клетки по вертикали и одну по горизонтали или наоборот, на две по горизонтали и одну по вертикали. Какая перед ним стоит фигура ― чужая или своя ― не имеет значения. Конь способен их перепрыгнуть. Бьет он только те поля, которые занимают клетки, доступные для хода.
  • Ферзь. Фигура, которая по размерам немногим меньше короля. Считается самой сильной в игре, так как сочетает способности ладьи и слона. Ферзь способен ходить на разное количество клеток прямо по вертикали или горизонтали, а также по диагональным линиям. Ферзь бьет фигуры противника аналогично тому, как ходит.
  • Король. Несмотря на то, что это главная фигура в шахматах, король довольно слаб. Он ходит в любую сторону, но только на одну клетку. При этом важно, чтобы король не попал под удар вражеской фигуры ― тогда игрок получит поражение. Фигуры соперника король бьет так же, как ходит. Но его практически никогда не используют в атаке, так как из-за этого риск поражения возрастает в разы.

Правила шахмат для начинающих: расстановка фигур

Игра в шахматы для начинающих требует знаний о правильной расстановке фигур. В правилах шахмат для начинающих подробно рассказано, как следует расставлять их на доске.

С начала партии фигуры стоят всегда одинаково и располагаются на двух ближайших к шахматистам рядах:

  • Второй и седьмой ряд занимают белые и черные пешки.
  • В углах доски ― ладьи. Белые стоят на полях a1 и h1, черные ― на a8 и h8.
  • Далее к центру ставят коней. В начале партии у каждого из них есть два варианта хода, причем один из них ― на край доски.
  • Поблизости от центра располагают слонов.
  • На центральные клетки ряда ставят ферзя и короля. Ферзь всегда стоит на своей клетке ― об этом мы уже рассказывали выше.

Ценность фигур

Начинающим обучение шахматам игрокам необходимо разбираться в ценности фигур, так как каждая из них обладает своими особенностями и способностями. Ценность ― условный параметр. На правилы игры он не влияет, но помогает лучше ориентироваться в шахматах начинающим и опытным шахматистам. Измеряют силу фигур в пешках:

  • Конь. Условно “стоит” три пешки, так же, как слон. Но в отличие от слона, конь может атаковать другую фигуру (исключая вражеского коня), не рискуя оказаться под ответным ударом. Более того, ходы, которые сделает конь, сложно просчитать наперед. Поэтому, когда у противника не хватает времени (возникает цейтнот), наличие коня на доске более ценно.
  • Слон. Оценивается в три пешки. Сила слона ограничивается особенностями перемещения ― он может ходить только по клеткам того же цвета. Но в середине или конце партии два слона ценятся больше, чем два коня.
  • Ладья. Ее оценивают в пять пешек. Ладья способна атаковать доску полностью, участвовать в рокировке. По возможностям фигура уступает только ферзю. Две ладьи считаются более ценными, чем ферзь.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая оценивается в 9 пешек, 3 коня или слона. Но если на доске две ладьи ― ферзь им уступает. Раскрывает свой потенциал в середине или в конце партии, когда доска освобождается, и на ней остается малое количество фигур противника.
  • Король. Король считается бесценной фигурой, так как вся игра, по сути, построена вокруг него. В конце партии королем можно пойти в атаку.

Зачастую шахматисты приносят в жертву ценные фигуры, чтобы на следующем ходу побить фигуру соперника. Данная комбинация называется “размен”. В зависимости от силы фигуры размен может быть честным, хорошим или плохим.

Если один шахматист побил ладью соперника слоном и поставил собственную фигуру под удар ― это называется выгодным разменом, так как ценность ладьи 5 пешек, а слона ― три. Для противника аналогичный размен считается плохим, так как он уходит в минус по условным очкам.

Справедливый размен ― это тот, который сделан одинаковыми по ценности фигурами. Например, размен коня на слона или ладьи на ладью. Для одного из игроков такой размен может быть выгодным, но в целом это определяется ситуацией, которая складывается на доске.

Далее перейдем непосредственно к инструкции по шахматам для начинающих и расскажем, как научиться играть.

Как играть в шахматы: инструкция для начинающих

Начать изучение шахматных основ никогда не поздно. Начинать играть тоже можно в любом возрасте. Главное, знать правила игры в шахматы для начинающих, регулярно тренироваться и практиковаться.

Какие фигуры выбрать для игры ― белые или черные? В профессиональных турнирах этот вопрос преимущественно решает жеребьевка. В любительских партиях игроки договариваются самостоятельно или также бросают жребий. Как мы уже говорили, по правилам игры в шахматы (для начинающих эта информация крайне важна) на доске первыми делают ходы белые фигуры. Некоторые ошибочно считают, что у белых весомый перевес в игре, но практика доказывает, что это не так. В предыдущем абзаце мы специально рассказали для начинающих шахматистов, как фигуры делают ходы в шахматах. Но также нужно учесть еще некоторые правила:

  • Начинающий игрок должен сделать ход фигурой, которой коснулся. Поэтому, прежде чем брать фигуру, стоит хорошо подумать.
  • Короли соперников не могут стоять на клетках по-соседству. Между ними должно быть хотя бы одно пустое поле.
  • Пешка, которая доходит до края доски, может превратиться в любую фигуру.
  • Если игрок сделал ход ладьей и королем, он теряет право на рокировку ― перемещение короля на две клетки, после которого ладья прыгает через него и встает рядом.

В шахматах начинающим игрокам важно знать эти правила и не нарушать их ― иначе возможно поражение.

Как атаковать и защищаться

В игре в шахматы начинающие игроки делают ходы поочередно, руководствуясь выбранной стратегией. Они могут либо перемещать собственные фигуры, либо бить фигуры противника. Главная цель партии ― атаковать короля и поставить мат. Поэтому начинающим игрокам в шахматы следует научиться грамотно выстраивать атаку, чтобы подойти к королю оппонента максимально близко и не дать ему уйти от шаха и мата.

В то же время каждый шахматист должен защищать своего короля от нападения противника. Для этого необходимо уходить королем из рискованного положения, ставить перед ним фигуру для защиты или устранять своим ходом атакующую фигуру оппонента.

Сколько длится партия?

На крупных соревнованиях время партии четко регламентируется, причем временные ограничения касаются не только самой игры, но и обдумывания хода. Ход фиксируется путем нажатия кнопки на таймере. Но сколько ходов потребуется, чтобы победить соперника или прийти к ничьей ― невозможно угадать.

Также существует 4 варианта ограничения продолжительности партии в профессиональном турнире:

  • в классической игре на первые 40 ходов дается два часа, на дополнительные ходы время обговаривают;
  • в рапиде (быстрых шахматах) дается 10-60 минут каждому шахматисту;
  • в блице ― всего 10.

Интересная информация: в истории шахмат есть пример, когда игроки в течение 30 лет играли партию. Они отправляли друг другу ходы на открытках с поздравлениями с Новым годом.

Исход партии

Начинающие обучение шахматам игроки должны знать, что не все партии завершаются выигрышем. Исходы могут быть и другими. Например:

  • Если соперник понимает, что находится в безвыходном положении, он может сдаться или предложить ничью.
  • Может возникнуть патовая ситуация, при которой нет ходов, но король не пострадал.
  • Возможен исход в виде вечного шаха. Это комбинация, при которой шахматист все время ставит шах, и ситуация повторяется, несмотря на отступление короля. После троекратного повторения объявляют ничью.

Чтобы освоить все тонкости игры в шахматы, начинающим игрокам необходимо внимательно ознакомиться с теорией, а затем закрепить ее на практике.

Нестандартные ходы

В игре в шахматы начинающим игрокам важно освоить не только обычные, но и нестандартные ходы. Первые три приема связаны с пешками. Это:

  • Двойной прыжок. С начальной позиции пешка передвигается вперед на одно или два поля. Это единственный доступный вариант, при котором пешка способна сделать нестандартный ход.
  • Взятие на проходе. Если пешка из исходной позиции встала на две клетки вперед и оказалась на соседней по горизонтальной линии клетке от пешки противника, она может ее побить. При этом пешка встанет не сбоку на клетку, а сзади побитой пешки оппонента, так как продвинется вперед по диагональной линии. Взятие на проходе возможно только на следующий ход после передвижения с начальной позиции.
  • Превращение пешки. Как только пешка дойдет до другого края доски ― она вправе превратиться в коня, слона, ферзя или ладью. Выбирает непосредственно шахматист, который сделал ход. При этом количество фигур в партии не ограничено, теоретически на доске может встать одновременно 9 ферзей одного цвета.

Еще один нестандартный ход ― рокировка. В ней участвует ладья и король. Суть рокировки в перемещении ладьи вплотную к королю, после чего король прыгает через ладью и встает на поле по другую от нее сторону.

Чтобы совершить рокировку, необходимо соблюдение следующих условий:

  • король и ладья должны находиться в исходном положении;
  • до рокировки обе фигуры не должны были делать ходов;
  • между королем и ладьей не может быть иных фигур;
  • при рокировке король не должен находиться под шахом;
  • во время рокировки ставить короля на клетку, которую при следующем ходе может атаковать противник, нельзя. Также король не прыгает через такие поля.

Шах, мат и ничья

Начинающим обучение в шахматы игрокам важно знать о главных целях игры. Конечно, главная цель шахматиста ― поставить королю оппонента мат.

Первым шагом к мату является шах. Это атака на короля. Игроку нужно поставить свои фигуры таким образом, чтобы на следующем ходу он мог перейти в нападение на короля оппонента. В свою очередь, противник должен защищаться от шаха, делая свой ход, чтобы не проиграть партию.

Существует несколько видов шахов. Это:

  • Двойной. Королю угрожают две пешки или две фигуры оппонента.
  • Перекрестный. Его объявляют в ответ на шах противника. То есть игрок не только грамотно выстраивает защиту, но и одновременно ставит под угрозу вражеского короля.
  • Открытый. Королю угрожает не та фигура, которая перемещалась в этот ход, а та, которая была закрыта.
  • Вечный. Один из шахматистов объявляет шах, второй ― уходит из-под угрозы, но первый опять же ставит шах. Ситуация может продолжаться бесконечно.

Для защиты своего короля шахматист, которому сделали шах, должен постараться из-под него выйти. Оставлять короля на битой клетке, согласно правилам, запрещено. Также нельзя ставить его на поле, находящееся под ударом ― шахматист проиграет. Чтобы избавиться от шаха, можно сделать следующее:

  • Поставить короля на соседнее поле, не находящееся под угрозой атаки на следующем ходу. При этом можно нападать на фигуры или пешки противника, но ходить на клетки, где стоят собственные пешки или фигуры, нельзя.
  • Поставить для защиты короля другую фигуру или пешку, установив ее на пути вражеской фигуры. Если сделан двойной шах или шах конем ― уйти таким способом не получится.
  • Организовать защиту короля с помощью другой фигуры или пешки, напав на угрожающую вражескую фигуру. Способ бесполезен, если сделан двойной шах.

Если игрок не способен защититься от шаха ― он получает мат. Шахматист, который его поставил, одерживает победу в игре. Специальной классификации у мата нет, но есть определенные ситуации на доске, которые имеют определенные названия. Например, дурацкий мат, который ошибочно получают уже на втором ходу игры. Также маты могут носить названия в честь исторических партий или знаменитых шахматистов.

Партия может завершиться ничьей. Ее фиксируют по обоюдному соглашению соперников либо если на доске складывается особая ситуация. Например, ни один из игроков не может сделать мат, так как на доске остаются два короля и конь или разное количество однопольных слонов. Кроме того, ничью объявляют при троекратном повторении позиций.

Русская шахматная школа проводит занятия по шахматам для начинающих. Приглашаем на обучение детей и взрослых. Уроки проходят дистанционно или офлайн, в групповом и индивидуальном формате.