Спор о том, какая фигура сильнее ― конь или слон в шахматах — ведется достаточно давно. Обе фигуры почти равноценны, но именно фигуре слона в шахматах чаще отдают предпочтение.
Фигуру в разных странах называют по-разному. У французов называют слона в шахматах по-другому ― шутом, у немцев ― бегуном, в Болгарии ― офицером.
Согласно историческим данным, раньше слон был не таким подвижным. Он мог перепрыгивать только одну клетку по диагонали. Фигура слона в шахматах стала ходить, как сейчас, в конце 15 столетия.
Как выглядит слон в шахматах? Его юникод: ♗♝
Фигура бывает хорошей и плохой. Плохой она становится, когда сильно ограничена в действии. Хороший слон располагается на открытых диагоналях.
Фигуре доступна только ½ полей доски. Поэтому она слабее ладьи, которой доступны все поля. Кроме того, если доска пустая ― под удар ладьи могут попасть 14 полей, а под удар слона ― от 7 (если он с краю) до 13 (если в центре).
По ценности фигура слона в шахматах примерно эквивалентна коню и стоит три пешки. Ближе к окончанию партии, если пешки находятся на обеих сторонах доски, то есть игра ведется на двух флангах, слон становится сильнее коня. Но если пешки только на одном фланге ― зачастую сильнее конь.
Сторона, у которой два разноцветных слона, или слон и конь ― может поставить мат королю противника. Если на доске с одной стороны находится только король, а с другой ― король и слон ― объявляют ничью.
В целом слона оценивают в три пешки.
Так в переводе с итальянского называется малый фланг. Фианкетто слона в шахматах применяется для того, чтобы увеличить его активность и открыть длинную диагональ. Данный прием зачастую используют в начале партии. Для этого пешки, которые стоят перед слонами на полях g и b, передвигают вперед, а на их место ставят “офицеров”. Так слоны становятся фианкеттированными, что существенно увеличивает их силу и активность. Недостаток приема заключается в том, что ослабляются поля в лагере короля.
Фигура слон в шахматах бьет так же, как и ходит — по диагонали. То есть она может съесть любую фигуру, но не перепрыгивая через свои фигуры или фигуры соперников.
Главная сила фигуры ― в ее дальнобойности. Ее цель ― занять и взять под контроль диагональ. Если это удается сделать ― слон становится очень сильной фигурой.
Большой пешкой называют “плохого” слона, которого заперли собственные пешки. Он не может передвигаться до момента, пока его не освободят. Если у шахматистов осталось по одному слону ― белопольному у одного противника и чернопольному ― у другого, их называют разноцветными. Они не могут пересекаться, и такое сражение часто заканчивается вничью.
Тандем двух активных слонов считается самым сильным. Зачастую соперник пытается разбить пару, например, меняя коня или слона на слона противника.
Слон ходит (а также бьёт по диагоналям во все стороны, если ему не мешают передвигаться собственные фигуры) на любое количество клеток. Перепрыгивать через другие фигуры он не может.
У каждого шахматиста по два слона, которые расположены со стороны короля и ферзя и занимают поля разного цвета.
Слон, который в начальной позиции стоит на белом поле, называется белопольным. Он может ходить только по белым клеткам. Слон, который в начальной позиции стоит на чёрном поле, называется чернопольным. Он ходит только по чёрным клеткам.
Рассмотрим на примере, как ходит слон в шахматах.
На доске изображён чернопольный слон, у которого нет препятствий, и он может пойти на любую из клеток по диагоналям a1-h8 и h2- b8.
Возможные ходы обозначены точками.
В этой позиции белопольный слон расположен на пересечении диагоналей h1-a8 и d1-h5. Клетку h5 ему перегораживает собственная пешка g4, а вот неприятельскую пешку с6 он имеет право съесть: Сл:с6
Возможные ходы слона обозначены стрелками
Без учёта ответов соперника, за наименьшее число ходов, нужно съесть слоном пешку е7.
Решение:
Нужно сначала отойти назад, чтобы пойти вперёд, т. к. пешки с3 и а3 закрыли слону диагонали.
Нападение на пешку.
Слон справился с заданием.
В шахматной теории рассматривают три основных типа слоновых окончаний. Это:
В первом окончании 3 пешки эквивалентны слону, если еще недалеко продвинуты. Конечно, если они продвинулись достаточно далеко ― их ценность возрастает, и бороться с ними сложнее. Перед превращением даже одна пешка может стать равноценна слону, если единственный выход ― пожертвовать слоном за пешку, чтобы она не стала ферзем.
Во втором типе окончаний лишней пешки может быть достаточно, чтобы выиграть. Для реализации преимущества необходимо сделать проходную пешку, а затем превратить ее в ферзя. Часто она используется для отвлечения короля противника и последующих материальных завоеваний. При оценке слоновых одноцветных окончаний используют основные приемы, которые схожи с применяемыми в пешечных окончаниях. Это активность фигур и продвижение их к центру, использование проходных пешек, поиск слабостей в позициях соперника. Типичный прием в таком окончании ― перекрытие. В этом случае слон соперника контролирует поле превращения пешки оппонента издалека, а игрок ставит слона на ту же диагональ, предлагая размен слонов для вытеснения фигуры противника с этой линии.
В третьем типе окончаний 1, 2, лишних пешек может быть недостаточно для победы. Разноцветные слоны не контактируют друг с другом. Если защищающийся игрок удачно заблокирует пешки соперника королем и слоном ― другой ничего не сможет с этим сделать. То есть партия, скорее всего, закончится ничьей. Шанс на выигрыш есть, но при соблюдении нескольких условий. То есть если: король слабой стороны не может помочь слону;
Итак, мы рассказали, как выглядит слон в шахматах, рассмотрели его материальную ценность, узнали, как ходит фигура. Более подробную информацию о тактике игры со слоном вы можете узнать на занятиях в Русской шахматной школе.