Как мыслят шахматисты?
Это психология

 

Шахматы – спорт, в котором главным инструментом является интеллект. Игра базируется на возможности планирования, аналитики, стратегического мышления. Но как именно происходит процесс мышления в шахматной игре? На что опирается шахматист, когда в результате получает самое правильное и красивое решение? И какие психические функции стоят за настоящим шахматным мастерством – память, внимание, восприятие или же само мышление?

 

На эти вопросы не раз старались дать ответ ученые и психологи. Конечно же, любому шахматисту хотелось бы понять, как именно можно «натренировать» собственную психику для того, чтобы достичь максимальных высот в шахматном искусстве. Многие исследователи, например де Гроот, Ф. Гобе, К.Эриксон настаивали на том, что природа шахматного мастерства кроется в возможностях памяти – каждый ход является результатом сопоставления запомненных вероятностей решений - шаблонов, которые выбираются самим шахматистом. И, соответственно, настаивали на развитии именно этой психической функции для наиболее эффективной игры. Другие исследователи, например, Рейголтон, настаивали на том, что секрет шахматистов кроется в возможностях их восприятия и хорошие ходы находятся потому, что у шахматиста есть возможность объять своим вниманием максимальное количество хороших ходов, увидеть ситуацию во всей ее полноте. По мнению Д.Холдинга, умение мастеров шахматной игры находить самые хорошие решения связано не столько с уже имеющимися шаблонами из прошлого опыта шахматиста, которые используются им для быстрого и исчерпывающего опознания конфигураций, сколько с процессом активного поиска новых связей в имеющейся информации и ее интерпретации – то есть напрямую с возможностями мышления.

 

Интересные выводы о закономерностях в мышлении шахматистов были сделаны советскими учеными школы О.К.Тихомирова. Ученые использовали шахматную игру, как макет для изучения мышления как такового – для этого они следили за движением глаз шахматиста во время шахматной партии, измеряли психофизиологические и психологические показатели этого процесса решения шахматных задач, и открыли много интересного в закономерностях шахматного мастерства.

 

Исследователи заметили, что у мастера, в отличие от шахматиста третьего разряда гораздо лучше развита способность переноса информации из одной ситуации на другую, поисковая деятельность происходит гораздо быстрее и емче. Они продумывают скорее глобальную стратегию, при этом не застревая на поиске средств для их достижения. Например, шахматист , который только начинает свой путь и не достигший мастерства, гораздо больше времени тратит не на нахождение лучших решений, а просто на обследование своих фигур – куда они могут пойти, куда не могут. Кроме того, мастера, гораздо больше новичков ориентированы и чувствительны к тем характеристикам ситуации, которые помогают им брести более комплексное решение. Они более гибки и всегда рассматривают несколько альтернативных ситуаций. Причем в этот момент у шахматиста задействованы все психологические функции – от памяти и восприятия ситуации самых сложных и высокоорганизованных метакогниций. Интересна также функция эмоций в процессе обнаружения хорошего шахматного хода. Шахматист чувствует радость от найденного решения за несколько мгновений до того, как он это осознает!

 

Для того, чтобы этот комплекс мыслительных актов был реализован особенно важно для шахматиста получать обратную связь после каждого решения. Это помогает корректировать неправильные мыслительные приемы, которые мешают подходить к партии более комплексно.

 

Шахматное мастерство – это несомненно сложное многокомпонентное явление, которое нельзя просто объяснить каким-то ограниченным числом психических механизмов – только памятью, вниманием.

 

Чтобы действительно развить свои интеллект до уровня, позволяющего освоить шахматное искусство на высоком уровне необходимо регулярно анализировать собственные партий, изучать классическую шахматную культуру, стараться комбинировать разные различные виды тренировки, улучшающие разные возможности мышления. Важно внутри них реализовывать то, что помогает мышлению действовать в комплексе с памятью, вниманием, восприятием, эмоциональной сферой, а именно: угадывание, описание хода и стратегии при изучении законов партии, углубление, стратегическое планирование, целеобразование.