Top.Mail.Ru

Как правильно хвалить ребенка

Это психология

В 21 веке успех и счастье измеряются особенным образом: с самого раннего возраста дети ориентированы на то, чтобы быть первыми и лучшими во всем. В этом контексте остро встает вопрос об оценке и похвале достижений ребенка. Нужно ли хвалить ребенка, как быть с ним на одной волне ― об этом думают многие родители. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе подробно.

Как мотивировать ребенка на развитие

Хвалить ребенка ― это еще не все. Важно дать ему стимул, чтобы он мог получать удовольствие от шахмат. К сожалению, ситуации, когда родители из лучших побуждений мешают чадам прогрессировать, случаются нередко. Чтобы дать юному шахматисту мотивацию на дальнейшее развитие, следуйте советам, представленным ниже:

  1. Не требуйте ничего, спуститесь на землю. Если ваш ребенок не борется за звание чемпиона страны или мира, не стоит говорить ему постоянно о том, что он должен выиграть, или обещать купить что-то желаемое при победе в игре. Из-за этого у детей возникает стресс, а также боязнь не оправдать родительские ожидания. Поэтому зачастую на турнирах возникают ситуации, когда дети начинают плакать, еще даже не начав игру.
  2. Хвалите ребенка. Ниже мы подробно остановимся на вопросе о том, как правильно хвалить ребенка. Пока же просто поймите, что похвала имеет особую важность. Хвалить ребенка нужно за правильные поступки ― за то, что не отвлекался и долго играл, за то, что держался молодцом. Даже при проигрыше стоит подбодрить юного шахматиста тем, что он не “потерял лицо”, уступив сопернику.
  3. Поддерживайте интерес. Всегда спрашивайте, как прошли занятия или соревнования, чему новому он или она научились. Можете почитать о знаменитых шахматистах, ознакомиться с базовой историей шахмат ― это весьма полезно. Тогда вы сможете приводить малышу примеры из детства чемпионов мира, рассказывать о том, как они добились успеха.
  4. Слушайте тренера. Если тренер увлечен своей работой, всегда следит за игрой вашего ребенка, разбирает партии и дает рекомендации ― значит, он хочет, чтобы ученик рос. Можете обратиться к нему с просьбой составить план обучения и турниров на несколько месяцев вперед. После составления плана уточните все нюансы, а затем строго следуйте графику.

Теперь перейдем к вопросу о том, как правильно хвалить ребенка.

Как хвалить ребенка: актуальные рекомендации

Прежде всего разберемся, почему надо хвалить ребенка.

Хвалить ребенка нужно, чтобы:

  • Установить атмосферу доверия. Когда дети получают положительную оценку своих действий от авторитетных взрослых, они понимают, что их любят и замечают успехи, что родители окажут поддержку в любой момент.
  • Сформировать у ребенка здоровую самооценку. Дети, которых хвалят регулярно, больше уверены в собственных силах. Постоянная поддержка помогает легче переживать ошибки и поражения, дает возможность понять, что если сейчас что-то не получилось ― значит, получится в дальнейшем.
  • Повысить мотивацию. Деструктивная критика убивает желание продолжать заниматься. Если же хвалить ребенка ― это, напротив, стимулирует его на развитие.

Понятно, что не всякая похвала является благом. Поэтому родителям нужно знать, зачем и как хвалить ребенка.

Хвалить ребенка правильно ― как это?

Для большинства родителей оказывается проблемным выбор эффективных способов похвалы, которые не искажали бы и не травмировали детскую самооценку. Современная психология предлагает ряд рекомендаций о том, как правильно хвалить ребенка:

•    Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он выиграл партию, обратите внимание на детали: «Потрясающий дебют! Красивая тактическая идея!». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий чемпион!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — увидеть на несколько ходов вперёд!»

•    Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Ребенок должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка несколько раз в день.

•    Не сравнивайте ребенка с другими! Крайне нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

•    Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

•    Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

•    Не надо обещать ребенку, что из него вырастет великий спортсмен, художник, танцор, певец. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

•   Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

А стоит ли критиковать?

В ряде ситуаций полезна и критика, но она должна быть конструктивной. То есть не нужно говорить ребенку, что он сделал плохо, нужно говорить, как сделать лучше. То есть дать определенные советы. Конструктивная критика помогает научиться:

  • работать над ошибками, развиваться и становиться лучше;
  • понимать себя, разобраться в своих сильных и слабых сторонах.

Кроме того, конструктивная критика подает детям идеи для развития. В процессе разговора они могут вдохновиться и найти способ для исправления ситуации.

Вообще лучший способ держаться с детьми-шахматистами на одной волне ― это общаться с ними на одном языке. Конечно, важно поддерживать любые начинания, хвалить ребенка. Но в идеале стоит влиться в шахматы настолько, чтобы фразы, например, “Я разменял ладьи и выиграл в эндшпиле” не приводили вас в ступор, и вы могли ответить на них с точки зрения человека, понимающего в шахматах. Чтобы не уступать по знаниям ребенку, никогда не поздно присоединиться к шахматным тренировкам и, помимо навыков в игре, развить умение анализировать, разрабатывать стратегии, принимать правильные решения. Начать можно в любом возрасте и с любым уровнем знаний.