Top.Mail.Ru

Как правильно хвалить ребенка

Это психология

В 21 веке успех и счастье измеряются особенным образом: с самого раннего возраста дети ориентированы на то, чтобы быть первыми и лучшими во всем. В этом контексте остро встает вопрос об оценке и похвале достижений ребенка. Для большинства родителей оказывается проблемным выбор эффективных способов похвалы, которые не искажали бы и не травмировали детскую самооценку.  Современная психология предлагает ряд рекомендаций о том, как правильно хвалить ребенка:

•    Хвалите за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он выиграл партию, обратите внимание на детали: «Потрясающий дебют! Красивая тактическая идея!». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий чемпион!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — увидеть на несколько ходов вперёд!»

•    Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Ребенок должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка несколько раз в день.

•    Не сравнивайте ребенка с другими!  Крайне нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

•    Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

•    Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

•    Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий спортсмен, художник, танцор, певец. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

•   Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.