В 21 веке успех и счастье измеряются особенным образом: с самого раннего возраста дети ориентированы на то, чтобы быть первыми и лучшими во всем. В этом контексте остро встает вопрос об оценке и похвале достижений ребенка. Нужно ли хвалить ребенка, как быть с ним на одной волне ― об этом думают многие родители. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе подробно.
Хвалить ребенка ― это еще не все. Важно дать ему стимул, чтобы он мог получать удовольствие от шахмат. К сожалению, ситуации, когда родители из лучших побуждений мешают чадам прогрессировать, случаются нередко. Чтобы дать юному шахматисту мотивацию на дальнейшее развитие, следуйте советам, представленным ниже:
Теперь перейдем к вопросу о том, как правильно хвалить ребенка.
Прежде всего разберемся, почему надо хвалить ребенка.
Хвалить ребенка нужно, чтобы:
Понятно, что не всякая похвала является благом. Поэтому родителям нужно знать, зачем и как хвалить ребенка.
Для большинства родителей оказывается проблемным выбор эффективных способов похвалы, которые не искажали бы и не травмировали детскую самооценку. Современная психология предлагает ряд рекомендаций о том, как правильно хвалить ребенка:
• Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он выиграл партию, обратите внимание на детали: «Потрясающий дебют! Красивая тактическая идея!». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий чемпион!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — увидеть на несколько ходов вперёд!»
• Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Ребенок должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка несколько раз в день.
• Не сравнивайте ребенка с другими! Крайне нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.
• Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.
• Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудом. Сильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.
• Не надо обещать ребенку, что из него вырастет великий спортсмен, художник, танцор, певец. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».
• Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.
В ряде ситуаций полезна и критика, но она должна быть конструктивной. То есть не нужно говорить ребенку, что он сделал плохо, нужно говорить, как сделать лучше. То есть дать определенные советы. Конструктивная критика помогает научиться:
Кроме того, конструктивная критика подает детям идеи для развития. В процессе разговора они могут вдохновиться и найти способ для исправления ситуации.
Вообще лучший способ держаться с детьми-шахматистами на одной волне ― это общаться с ними на одном языке. Конечно, важно поддерживать любые начинания, хвалить ребенка. Но в идеале стоит влиться в шахматы настолько, чтобы фразы, например, “Я разменял ладьи и выиграл в эндшпиле” не приводили вас в ступор, и вы могли ответить на них с точки зрения человека, понимающего в шахматах. Чтобы не уступать по знаниям ребенку, никогда не поздно присоединиться к шахматным тренировкам и, помимо навыков в игре, развить умение анализировать, разрабатывать стратегии, принимать правильные решения. Начать можно в любом возрасте и с любым уровнем знаний.