Назад
20.06.2019
Сегодня поговорим о действительно важных вещах.
20.06.2019
Наш основатель Антон Кузин в гостях у интернет-издания "Мел" рассказывает про дополнительное образование в школах.,

"Дополнительное образование вне класса и системы"

Сфера дополнительного образования, особенно в мегаполисах, как никогда разнообразна. При этом в школьной системе действуют разнонаправленные силы. С одной стороны, дополнительное образование в школах, в том числе в виде платных кружков и секций, всячески приветствуется на всех уровнях — в том числе, и для повышения экономической эффективности школ. С другой — у многих классных руководителей и учителей государственных образовательных центров любые упоминания о дополнительных платных занятиях школьников вызывают законную настороженность.

Есть и другие факторы. В Москве после укрупнения школ в состав образовательных комплексов вошли существующие дома детского творчества. Школьные администрации порой вынуждены включать в перечень дополнительных занятий те кружки и секции, что уже есть, хоть они и не пользуется популярностью у самих детей. Техническое, научное и развивающее направления деятельности вряд ли можно считать сильной стороной многих районных детских центров. А там, где есть востребованные кружки с сильными преподавателями, они, как правило, переполнены.

К тому же, при загрузке 7-8 уроков в день далеко не у всех школьников есть силы и желание организованно заниматься наукой, спортом или творчеством. Особенно, если ничего подходящего нет в пешей доступности.

Именно здесь на помощь школам приходят многочисленные негосударственные проекты, которые разнообразят существующие программы дополнительного образования, удобны для взаимодействия, а главное — интересны и нужны школьникам.

Новые виды деятельности

По данным группы исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ, разнообразие и количество внешкольных и школьных кружков очень различно даже в разных районах Москвы. В центре доступны практически любые виды дополнительного образования. В спальных районах виды детского организованного досуга куда скромнее, а само предложение однообразно: много однотипных занятий, и некоторые направления почти не представлены. К примеру, в Можайском районе столицы развито направление бисероплетения, а в Рязанском районе необъяснимо много футбольных полей и библиотек.

Государственные образовательные учреждения справляются с этой проблемой в меру своей специализации. По словам главы департамента образования Москвы Исаака Калины, если в 2010 году в городе был всего 1 процент школ, имеющих более трех разных профилей, то теперь школ, у которых их меньше, просто нет. Многие имеют и четыре, и пять профилей. Соответственно с ними выстраиваются и приоритеты в дополнительном образовании.

Приглашение сторонних педагогов зачастую расширяет перечень направлений, которые можно предложить в школе, расширить кругозор. Но большую часть внеурочной работы школа осуществляет самостоятельно. У нашей школы есть как положительный, так и отрицательный опыт сотрудничества с негосударственными проектами. К положительным примерам относятся уроки шахмат «Русской шахматной школы», интересные детям. Родители по итогам текущего года отмечают благотворное влияние на детей регулярных занятий, развивающих логику. А штатные педагоги предлагают те виды внеклассной работы, в которых они являются профессионалами. Это и математика, и спорт, и многое другое, включая личные интересы учителей.

Мария Молчановская

Заведующая по дополнительному образованию ГБУ 654

Преимущества привлечения сторонних организаций к внеклассной работе — не только в расширении направлений дополнительного образования. Специализированные детские проекты, как правило, имеют проверенные методики, чёткие почасовые планы, а также понятную и прозрачную систему проверки полученных знаний и навыков.

Привлечение специалистов

Если заинтересовать детей эффектными опытами и экспериментами при желании может любой дипломированный учитель физики и химии, то к некоторым видам современного образовательного процесса школьных учителей просто не готовили.

К примеру, введение шахмат как обязательного предмета в школах иногда приводит к тому, что шахматные занятия ведут физруки, математики и преподаватели начальных классов. Большая удача, если кто-то из педагогического коллектива когда-то увлекался шахматами хотя бы на любительском уровне. В результате дети в лучшем случае не понимают смысл игры и воспринимают шахматные уроки как большую перемену. При этом шахматные уроки можно развить в одно из направлений внеклассной деятельности, которое подойдет и для математической, и для спортивной, и для естественнонаучной специализации учеников.

Опыт «Русской шахматной школы», которая не первый год работает более чем с 50 столичными образовательными учреждениями, говорит о том, что проблема решаема.

В примере с уроками шахмат со школ сняты головные боли о поисках постоянного тренера. Решен вопрос о проведении дополнительных мероприятий, потому что РШШ подключает школы к всевозможным детским шахматным турнирам. Школы отмечают удобство и выгоду от такого сотрудничества.

Партнерство — это хорошо, когда надо набрать больше рук и больше разных людей, — комментирует координатор дополнительного образования «Новой школы» Юлия Зак — Особенно хорошо сотрудничество с именитыми партнерами, это вызывает больше интереса у детей и родителей. Если нужно создать интересную специализированную образовательную программу — такую работу лучше делать с партнерами.

Выстраивание системности

В 2019 году количество детей, занимающихся в секциях и кружках, впервые превысило один миллион человек. Это 86% от общего числа детей в возрасте от пяти до 18 лет. Однако выстроить единую четкую систему работы школ и образовательных бизнес-проектов до сих пор не удается. По сути все зависит от энергии и позиции администрации школы, а также от умения классных руководителей работать с родительскими комитетами.

Сегодня от партнерства с негосударственными образовательными проектами выигрывают все. Родители и дети получают дополнительные знания, школа эффективно использует время и свои помещения, а частные преподаватели и компании имеют возможность предоставить качественную услугу. Но условия работы некоммерческих образовательных организаций и государственных школ не во всех аспектах регламентированы. Министерству образования стоило бы создать свои рекомендации по такому взаимодействию, так как частные образовательные учреждения могли бы привнести много новых видов дополнительного образования в школы. А для школ сегодняшние уроки дополнительного образования это источники дохода, так необходимые для развития.


https://mel.fm/blog/anton-kuzin/94187-dopolnitelnoye-obrazovaniye-vne-klassa-i-sistemy