
Для победы в шахматной партии необходимо вывести фигуры с исходных позиций.
Первыми вступают в борьбу пешки и надёжно занимают поля у границы. Коней и слонов объединим под названием -лёгкие фигуры и дадим им вторую очередь хода после пешек. Ладьи и ферзь соответственно - тяжёлые фигуры и изначально они занимают позиции в тылу. Что касается короля, то ему лучше остаться в укромном месте - для этого мы делаем рокировку. Все фигуры, включая пешки, должны выходить максимально быстро и оказывать давление на центр.
Подведём вышесказанное под итог:
1. Сначала выводим центральные пешки
2. Затем выводим лёгкие фигуры (коней и слонов)
3. На каждую фигуру тратим один ход
4. Фигуры должны оказывать давление на центр
5. Делаем рокировку
Рассмотрим оптимальную расстановку белых фигур на диаграмме: пешки заняли центральные поля; далее расположены лёгкие фигуры, действие которых направлено на центр; король сделал рокировку и находится в безопасном положении; тяжёлые фигуры располагаются в тылу и тоже подкрепляют центр.
Несложно догадаться, что первоначальная борьба разворачивается вокруг центра. Борьба за центр - важнейшая часть шахматной игры!
№ 4.
Греко — NN
Нач. XVII в.
Пешка захватывает центр и одновременно открывает диагональ слону с1.
Король вынужденно ушёл далеко от своей территории, и,как видно, нападающих фигур явно больше, чем защитников. Если 10... Фh6, то 11. Кf7#! -двойное открытое нападение на короля.
Красноречивая позиция. Чёрный король перешёл границу, а из выведенных фигур - лишь ферзь.
№5
Сойка – Санти
Франция, 1998
Чёрные хотят защитить пешку e5, но беда этого хода в том, что их король раскрывается по диагоналям h5-e8 и b3-g8. К тому же, пешка f6 заняла прекрасную позицию для развития коня.
Жертва коня, целью которой является использование ослабленности позиции короля.
Как показало дальнейшее течение партии коня брать не стоило.
Если 4. … g6, то 5. Ф:е5+ с двойным нападением (на короля и ладью) 5. … Фе7 6. Ф:h8. И белые достигают материального преимущества. Однако, как мы уже видели в предыдущей партии, уходить королем от своих фигур крайне опасно!
Очень важно подключать фигуры к атаке на короля «с нападением», чтобы силы противника не успели выйти на защиту.
Несколько сильнее 6...d5, чтобы открыть диагональ слону с8 и тем самым увеличить число защитников.
Очень сильный ход: ферзь вынуждает короля встать на диагональ чернопольного слона белых.
Увеличивая число нападений на пешку, а также с целью подключить к атаке ладью h1. Белые фигуры прекрасно взаимодействуют.
Армия чёрного короля так и не успела войти в игру.
№ 6.
Фернандес — Альварес
Испания 2000
Здесь слон препятствует продвижению центральной пешки «d», которая, в свою очередь, мешает развитию слона c8. Таким образом, слон на d6 затрудняет нормальное развитие чёрных.
Потеря драгоценного времени, которое необходимо было потратить на развитие лёгких фигур. Лучше 5. … Kc6.
Слон не позволяет коню f6 сдвинуться с места, т.к. тогда он съест ферзя. Этот приём получил название «связка».
Попытка прогнать слона и, тем самым, развязать коня, но у белых находится очень сильное возражение. Лучше 6. … Cb4, чтобы самим связать коня с3.
Увеличивая нападение на связанную фигуру
Теперь прикрытие чёрного короля разрушено.
Конь открывает диагональ белому ферзю для атаки на короля.
Слишком поздно.
№ 7.
Аврамидис – Алексопулос
Греция 1977
И вновь раннее развитие ферзя. На этот раз белые планируют поставить «детский» мат.
С угрозой Ф:f7#, которая часто ставит начинающих шахматистов в тупик. Однако, несложным способом этот «бандитский набег» отражается.
Последняя надежда: грозит g5 и коню нельзя уходить из-за мата. Но этот ход ослабляет позицию белых.
Чёрные переходят в контратаку. Грозит К:f3 и К:c2+.
Позорное возвращение ферзя.
Энергичное введение в бой слона с8.
Вынужденно… Теперь по диагонали h4-е1 открывается белый король, чем и пользуются чёрные.
Конь занял очень активную позицию, и мат грозит уже белым.
Если 13. Крg2, то 13…Фf2+ 14. Kph1 Kg3#.
Решающее подключение слона в атаку. От угрозы Ch4+ нет удовлетворительной защиты. Обратите внимание на то, что у чёрных в атаке четыре фигуры, а у белых защищается фактически лишь одна ладья. Чем больше нападающих фигур у атакующей стороны по сравнению с защитниками у защищающейся стороны, тем больше шансов поставить мат. Белые сдались.