Общие положения о развитии фигур
Шахматы для начинающих

Для победы в шахматной партии необходимо вывести фигуры с исходных позиций.

 

Первыми вступают в борьбу пешки и надёжно занимают поля у границы. Коней и слонов объединим под названием -лёгкие фигуры и дадим им вторую очередь хода после пешек. Ладьи и ферзь соответственно - тяжёлые фигуры и изначально они занимают позиции в тылу. Что касается короля, то ему лучше остаться в укромном месте - для этого мы делаем рокировку. Все фигуры, включая пешки, должны выходить максимально быстро и оказывать давление на центр.

 

Подведём вышесказанное под итог:

 

1.            Сначала выводим центральные пешки

2.            Затем выводим лёгкие фигуры (коней и слонов)

3.            На каждую фигуру тратим один ход

4.            Фигуры должны оказывать давление на центр

5.            Делаем рокировку


Рассмотрим оптимальную расстановку белых фигур на диаграмме: пешки заняли центральные поля; далее расположены лёгкие фигуры, действие которых направлено на центр; король сделал рокировку и находится в безопасном положении; тяжёлые фигуры располагаются в тылу и тоже подкрепляют центр.

 

Несложно догадаться, что первоначальная борьба разворачивается вокруг центра. Борьба за центр - важнейшая часть шахматной игры!

 

№ 4.

Греко — NN

Нач. XVII в.



Белая и чёрная пешки захватывают центр.



Конь входит в борьбу и атакует пешку e5.



Плохой ход, ферзь выходит вперёд лёгких фигур и будет подвергаться нападениям. Правильно 2...Кс4, развивая коня и защищая пешку.



Слон вышел на активную позицию, диагонали перед ним открыты, и он оказывает давление на центр.



Вместо того чтобы выводить фигуры, чёрные продолжаю играть одним ферзём. Всё ещё лучше 3. … Кс6. 


Рокировка. Король уходит в безопасное место.


В то время, как Греко каждым ходом развивал свои фигуры, чёрные играли одним ферзём и, вроде бы, сумели бесплатно съесть пешку, однако, они сильно нарушили дебютные правила.




Комбинация, опровергающая стратегию чёрных, если сейчас бить слона 5. … Кр:f7, то 6. Kg5+! (вилка).



Лучше 5. … Крd8, т.к. король должен прятаться за своими фигурами, а он выходит вперёд всех и попадает под многочисленные нападения.



Занимая открытую линию и одновременно нападая на ферзя.



Жертва слона, взамен которой белые проводят решающую атаку на короля. Главное правило атаки на короля: если у нападающей стороны атакующих фигур больше, чем защищающих фигур короля у обороняющейся стороны, то атака должна завершиться успехом.



Пешка захватывает центр и одновременно открывает диагональ слону с1.  



Король вынужденно ушёл далеко от своей территории, и,как видно, нападающих фигур явно больше, чем защитников. Если 10... Фh6, то 11. Кf7#! -двойное открытое нападение на короля.



Красноречивая позиция. Чёрный король перешёл границу, а из выведенных фигур - лишь ферзь.

 

№5

Сойка – Санти

Франция, 1998


Чёрные хотят защитить пешку e5, но беда этого хода в том, что их король раскрывается по диагоналям h5-e8 и b3-g8. К тому же, пешка f6 заняла прекрасную позицию для развития коня.



Жертва коня, целью которой является использование ослабленности позиции короля.


Как показало дальнейшее течение партии коня брать не стоило.


Если 4. … g6, то 5. Ф:е5+ с двойным нападением (на короля и ладью) 5. … Фе7 6. Ф:h8. И белые достигают материального преимущества. Однако, как мы уже видели в предыдущей партии, уходить королем от своих фигур крайне опасно!


Очень важно подключать фигуры к атаке на короля «с нападением», чтобы силы противника не успели выйти на защиту.


Несколько сильнее 6...d5, чтобы открыть диагональ слону с8 и тем самым увеличить число защитников.


Очень сильный ход: ферзь вынуждает короля встать на диагональ чернопольного слона белых.


Увеличивая число нападений на пешку, а также с целью подключить к атаке ладью h1. Белые фигуры прекрасно взаимодействуют.


Армия чёрного короля так и не успела войти в игру.

№ 6.

Фернандес — Альварес

Испания 2000



Здесь слон препятствует продвижению центральной пешки «d», которая, в свою очередь, мешает развитию слона c8. Таким образом, слон на d6 затрудняет нормальное развитие чёрных.


Потеря драгоценного времени, которое необходимо было потратить на развитие лёгких фигур. Лучше 5. … Kc6.


Слон не позволяет коню f6 сдвинуться с места, т.к. тогда он съест ферзя. Этот приём получил название «связка».


Попытка прогнать слона и, тем самым, развязать коня, но у белых находится очень сильное возражение. Лучше 6. … Cb4, чтобы самим связать коня с3.


Увеличивая нападение на связанную фигуру


Теперь прикрытие чёрного короля разрушено.


Конь открывает диагональ белому ферзю для атаки на короля.


Слишком поздно.

 

№ 7.

Аврамидис       –             Алексопулос

Греция 1977


И вновь раннее развитие ферзя. На этот раз белые планируют поставить «детский» мат.



С угрозой Ф:f7#, которая часто ставит начинающих шахматистов в тупик. Однако, несложным способом этот «бандитский набег» отражается.


Последняя надежда: грозит g5 и коню нельзя уходить из-за мата. Но этот ход ослабляет позицию белых.


Чёрные переходят в контратаку. Грозит К:f3 и К:c2+.


Позорное возвращение ферзя.


Энергичное введение в бой слона с8.


Вынужденно… Теперь по диагонали h4-е1 открывается белый король, чем и пользуются чёрные.


Конь занял очень активную позицию, и мат грозит уже белым.


Если 13. Крg2, то 13…Фf2+ 14. Kph1   Kg3#.




Решающее подключение слона в атаку. От угрозы Ch4+ нет удовлетворительной защиты. Обратите внимание на то, что у чёрных в атаке четыре фигуры, а у белых защищается фактически лишь одна ладья. Чем больше нападающих фигур у атакующей стороны по сравнению с защитниками у защищающейся стороны, тем больше шансов поставить мат. Белые сдались.